Признание, доверие, близость и устойчивость в Мире Людей
Тел.: 8(905)501-51-81. Адрес: Б. Ордынка 17, стр. 8, м. Третьяковская
Ближайшие события

24 октября 2017

Терапевтическая группа Автор моих отношений -

30 еженедельных встреч по вторникам. Встреча №4

Цитата: "Невозможно прикоснуться к другому так, чтобы при этом к тебе не прикоснулся другой"

Авторизация



Больная женственность

«Больной» женственностью я называю не(до)соответствие женщины своей (женской) природе. Как женственность заболевает? – это важно понимать, чтобы вылечить. Вернее, чтобы расцвести в своей женственности в полную силу. -  Анна Узбекова – автор статьи, психолог, гештальт терапевт

Больная женственность психология женскаяЖенская тема нынче популярна. Тех, кто чувствует, что их женственность НЕ цветет в полную силу сейчас немало. Выглядят и ощущают себя эти женщины очень по-разному - и вполне хорошо, и довольно подавленно.

Однако и в целом довольные собой женщины, и ощущающие себя существами среднего пола, эксплуатируемыми сексуальными объектами, усталыми замученными существами, мужиками в юбке жалуются на «общее» ощущение, что женственность в них, так или иначе, угнетена. А хочется большего.

Не(до)соответствие своей женской природе

Больная женственность (тема этой статьи) – условное красочное название состояния не(до)соответствия своей (женской) природе. Состояние «болезненности» - это подавленность естественности женщины, раздробленность её целостности, самоотчуждение, позволяющее ненужным мыслям и чувствам «бактериями» нарасти и заполонить внутреннее пространство женской личности и пространство её внешней жизни.

Гештальт терапия (которую я практикую) опирается на теоретическое представление о том, что природа человека позитивна, достаточно умна и хороша. - Если этой природе действительно следовать, то она обязательно выведет личность к реализации и удовлетворению потребностей.

«Всего-навсего» стать (более) естественной женщиной

Опираясь на это, развить в себе женственность означает «всего-навсего» стать более естественной, соответствующей своей природе (а вовсе НЕ означает добавить себе чего – то нового искусственного).

Однако стать более естественной (в понятии гештальт терапии, да и в понятии любого другого направления психологии) вовсе НЕ значит делать все, что в голову взбредет (так человек, скорее всего, будет лишь повторять свои привычные, в том числе, болезненные способы поведения). А означает - высвободить подавленное содержание личности, объединить раздробленное, отсечь ненужное.

Опоры, на которых зиждется женственность

Чтобы разобраться в том, что является естественным женским проявлением, а что болезненным, обратимся к опорам, на которых зиждется женственность (женская половая принадлежность). Ведь именно нехватка, корявость этих опор приводит к тому что женственность «заболевает».

Формирование половой принадлежности личности женщины осуществляется в детском и подростковом возрасте в два этапа:

  1. Идентификация со своим полом (с матерью, другими женскими фигурами)
  2. Установление отношений с противоположным полом (отцом, другими мужскими фигурами)

В дальнейшем женщина ОПИРАЕТСЯ на эти две составляющих своего (детско-подросткового) опыта, использует этот опыт как основу построения своих отношений, - как с женщинами, так и с мужчинами. Если эта опора корявая (травматический или просто трудный детский опыт), то и взрослые отношения могут получаться соответствующе корявыми.

№ 1. Идентификация со своим (женским) полом

Хорошая идентификация со своим (женским) полом проявляется, прежде всего, в том, что женщина без сомнения причисляет себя к виду женщин. Она с удовольствием и легкостью общается с представительницами своего пола, чувствует других женщин как «своих». Ей интересны в том числе «женские» темы, она с удовольствием их обсуждает с другими женщинами, у нее есть близкие подруги.

Она ПОДПИТЫВАЕТСЯ от общения с другими женщинами силой и устойчивостью. Не важно, жалуются ли они друг другу на жизнь или подсмеиваются над мужчинами, обсуждают ли тряпочки, кухню, детей, отношения или законы мироздания, - она живет после такого общения дальше свою женскую жизнь увереннее, смелее и устойчивее.

Расстройство идентификации со своим (женским) полом

Расстройство же идентификации со своим полом, которое может быть более-менее глубоким или поверхностным, проявляется неизменно в ощущении некоторой «чуждости» своему полу. Напряженности общения с представительницами своего пола. - Это может быть и далекая эмоциональная дистанция, и сложность в контакте с женщинами, и скудость интереса к «женскому» общению, и отсутствие близких подруг. И даже НЕ обязательно все это, - главное – ощущение, что общение с другими женщинами НЕ подпитывает (или даже опустошает). - Это является признаком неприятия и СВОЕЙ женственности.

Вышеназванные признаки свойственны и для поверхностных, и для глубоких расстройств женской идентификации. Просто в случае более глубоких расстройств к этим признакам «добавляются» еще более ярко выраженные симптомы, являющиеся следствием травматизации девочки её опытом - либо с матерью, либо с отцом.

Отвращение к женскому как следствие психологической травмы с матерью

С матерью (или другими женскими фигурами) эта психологическая травма случается, если мать психологически (и даже физически) «поглощала» дочь (чрезмерно кормила, НЕ интересовалась, навязывала свое). В этом случае у девочки возникает ОТВРАЩЕНИЕ к женскому.

В период пубертата, когда она сама начинает превращаться в это женское, отвращение и непринятие к женскому обращается отвращением против самой себя. И выражается либо в сложностях отношений с едой (анорексия или булимия), либо в половых нарушениях психосоматического порядка (расстройство менструального цикла, гинекологические болячки, трудности с зачатием, половая холодность). Все это - неосознанные попытки девушки предотвратить, остановить наступление (женского) телесно - психологического созревания.

Алиса - девушка 19-ти лет, - симпатичная, однако больше похожая на хорошенького мальчика (короткая стрижка, одежда подростка, манеры «ботаника»). Очень умничающая и немного неживая, она учится в престижном ВУЗе по «правильной» специальности, имеет циничные взгляды на жизнь и амбициозные планы на будущее. Годами эксплуатируемая во имя «правильной» жизни её природа, начиная с подросткового возраста периодически бунтует.- Булимические приступы (обжорство с последующим вызыванием у себя рвоты), депрессивные состояния (когда с постели не встать), невозможность заставить себя учиться, эмоциональная холодность и нежелание эротического взаимодействия с молодым человеком.

Мама Алисы всегда обращалась с ней немножко как с вещью. Она кормила девочку порой насильно и по часам, одевала как куколку, требовала нужного поведения и правильных чувств, прилюдно хвасталась её достижениями с младенческого возраста. Алиса НЕ помнит, чтобы хоть раз мама спросила её о том, чего хочет сама Алиса. А она ничего и НЕ хочет своего. Полностью заглотив мамины идеалы, она лишь на уровне невнятных инстинктов и ощущений вызвает у себя рвоту (чтобы наконец, избавиться от чуждых маминых идеалов, освободив место для своих).

Девочкам, психологически поглощённых своими матерями обычно и в голову НЕ приходит крамольная мысль, что они могут САМИ чего-то хотеть. Да они и НЕ могут, так как у них так и НЕ сформировалась СВОЯ способность чувствовать СВОИ порывы (последствие психологического подавления матерью). Отвращение к женскому плюс общее непонимание себя выливается неполную женскую идетификацию.

Страх быть женственной как следствие психологической травмы с отцом

С отцом (и другими мужскими фигурами) особенно ГЛУБОКАЯ травма случается,  если были какие – бы то ни было физические злоупотребления – побои, насилие, сексуальные домогательства, особенно в возрасте до 13 – ти лет. В этом случае девочка буквально парализуется страхом быть женщиной. Она делает неосознанный вывод, что женщиной быть слишком опасно. И чем большей она прочувствовала эту опасность в опыте, тем меньше она способна «позволить» себе быть женщиной.

Надежда – девушка 29-ти лет. В возрасте с 9-ти до 13-ти лет подвергалась сексуальным домогательствам (изнасилования как такового не было) «друга семьи» и отчима. В свои 29 лет Надежда больше похожа на бесполое существо, чем на женщину – в броне из 120 килограмм, с мальчуковой стрижкой, походкой и повадками. Ноль косметики, всегда в брюках, кедах и бесформенных рубахах. Выйдя замуж в 25 лет, она так и НЕ смогла решиться на сексуальные отношения с мужем, в связи с чем, муж через 1,5 года ушел к другой. Теперь она одна.

Последствием детского глубокого травматического опыта с мужской фигурой как правило становится страх быть женщиной, проявлять женственность, и, особенно, предъявлять миру сексуальный аспект своей женственности (так как именно это, по мнению девочки, провоцирует насилие). Страх порой бывает воистину парализующим. – Настолько сильным, что она, живя в страхе страха уже НЕ чувствует – НЕ может его прожить, и, соответственно, трансформировать.

№ 2. Установление отношений с противоположным полом

После установления первичной идентификации с матерью, в возрасте около трех лет девочка обращается к отцу (к мужской взрослой фигуре). Она пытается секретничать с ним, стать эмоционально более важной для него, чем мать, создать с ним особую связь. Опирается она в этом взаимодействии на ту свою женскую идентификацию, которая на этот момент уже сформирована (с матерью). То есть она обращается к нему именно как девочка (маленькая женщина).

Далее, достаточно хороший зрелый отец должен мягко отвергнуть девочку как свою главную женщину, показав, что это место уже занято её матерью. Однако при этом продемонстрировать принятие её как девочки - дочери, которая обязательно когда вырастет станет главной женщиной какого-то другого хорошего мужчины. После этого девочка возвращается к матери, снова эмоционально объединяется с ней, усиленно продолжая обучаться у нее быть женщиной.

Таким образом, способность устанавливать хорошие отношения с противоположным полом во многом опирается на пункт № 1 - идентификацию со своим полом (изложено выше). Идентификация эта дает женщине возможность ВСТРЕТИТЬСЯ с мужчиной, во-первых, именно как женский пол (а НЕ как средний пол), а во-вторых, дает возможность чрезмерно НЕ разрушаться в случае отвержения мужчиной, находя поддержку и подпитку у другой (более мудрой) женщины.

Продолжая историю отцов и маленьких девочек

К сожалению, далеко НЕ все отцы ведут себя в этой деликатной детской ситуации зрело, травмируя маленькую дочь на этапе её первичного установления отношений с противоположным полом (с ним). - Инфантильные отцы позволяют дочерям «выиграть» себя у матери, чем нарушают дальнейший питательный контакт дочери и матери, взращивают женскую конкуренцию, останавливают укоренение женственности дочери. Другие же, жесткие отцы в деликатный момент чрезмерно грубо отвергают дочь, отчего та испытывает стыд и униженность за свое естественное женственное проявление с мужчиной.

В статье «Девушка и Амазонка» я уже писала о том, как травматический опыт в отношениях с отцом (или мужской фигурой его заменившей) закрепощает женщину в рамках РОЛИ женщины, заставляя в дальнейших отношениях с мужчинами быть неестественной. - Больше защищаться ролью, нежели непосредственно контактировать (и получать удовольствие). Опишу внутренний процесс застревания в этой «болезненности».

Помещенная внутрь психики девочки фигура её отца

Опираясь на юнгианский психоанализ и теорию Архетипов К.Г. Юнга, в каждой женщине есть внутренняя мужская часть. - Мужская часть женщины называется «Анимус», а женская часть мужчины - «Анима». Внутренняя мужская фигура, «Анимус» девочки – это интериоризированная (помещенная внутрь) фигура её отца (или сборная фигура оказавших на неё влияние мужчин).

Условно хороший «Анимус» - прототип достаточно хорошего отца – понимающего, поддерживающего, ответственного, и в тоже время, качественно по-мужски отличающегося от нее. Имея в своем распоряжении такого отца снаружи и такого «Анимуса» внутри, девочка за период взросления успевает много узнать о мужчинах, научиться общаться с ними, причем на самых разных уровнях (интеллектуальном, эмоциональном, эротическом).

«Больная» же женственность характеризуется тем, что эта внутренняя мужская часть женщины, её «Анимус» извращена, вследствие чего женщина не научается грамотно общаться с мужчинами, а научается лишь терпеть (или обороняться) от них.

Властный, жесткий и садистичный «Анимус – Козел»

Властный, жесткий, несколько садистичный «Анимус» женщины (слово «Козел» очень подходит) – прототип её реального жесткого отца (или сборной фигуры реальных мужчин, оказавших на неё влияние). - Вместо оказания поддержки, придания силы, способности понимать мужчин (помогая с ними хорошо контактировать), «Анимус – Козел» внутренне изводит женщину упреками, обесцениванием, критикой и равнодушием.

Женщина может отслеживать иногда внутри себя послания, которые исходят именно из этой внутренней части, «Козла»: «у тебя живот отвис», «выглядишь как корова», «подтянись», «ходи грациознее», «не перечь», «будь сексуальнее», «чтоб в квартире была чистота, и обед готов, а то муж от тебя уйдет», «в 40 лет ты уже никому не будешь интересна», «тебе надо делать так – то, а вести себя так – то» и прочее в том же духе.

Элла – красивая и успешная 30 – ти летняя женщина. От окружающих людей ей постоянно ОБОСТРЕННО слышатся намеки на её несовершенство, критика и претензии, которые её очень сильно раздражают, загоняя в оборонительную позицию (из которой она практически и НЕ выходит, задавая порочный круг отношений). Её отец воспитывал её крайне жестко. Он часто лишал её права на еду и сон, пока она, например, не вызубрит учебную формулу, игнорировал её боль и слезы, её взгляды на жизнь и желания. Он часто орал на нее, оскорблял за малейшие ошибки, запирал одну в комнате.

Сейчас Элла - самоуверенная, независимая, подтянутая и одетая по последней моде красотка. Однако такая прекрасная она жалуется на то, что ни с кем не может «нормально» общаться, - не скатываясь в препирательства и не ругаясь. При небольшом приближении её раздражают и НЕ устраивают абсолютно все, включая её молодого человека, с которым она, тем не менее, мучаясь, уже 7 лет сохраняет отношения и живет вместе.

Часто женщина слышит внутренний голос своего «Анимуса» в словах других людей. И как бы она НЕ раздражалась или обижалась на людей внешне, внутренне она всегда подчиняется, уступает, ничего НЕ противопоставляет, верит в правду сказанного. Вздыхает, и дальше исполняет навязанную роль. Ей кажется, такова жизнь и именно так смотрят на нее реальные мужчины, что, понятно заставляет её как женщину сжиматься.

Внутренний «козел» притягивает «козла» внешнего

Так как подобное притягивает подобное, она часто сближается с реальными мужчинами - прототипами «Козла». Не демонстрируя такому мужчине своих истинно женских, зрелых качеств (общаться с мужчинами она и НЕ умеет), она и реального мужчину НЕ склоняет заподозрить их в ней. Когда он видит, что его садистические выходки, критика и равнодушие вызывают принятие и подчинение (вместо реакции ранимости или агрессивности, способными изменить ситуацию), они с женщиной, что называется, находят друг друга.

Я хочу обратить внимание, что изначально вся эта неприятная ситуация становится возможной из – за того, что женщина НЕ конфронтирует со своим внутренним «Анимусом - Козлом». Именно поэтому она в глубине души не ценит себя, не верит в себя как в женщину и буквально провоцирует своим поведением реального мужчину играть роль её внутреннего «Козла» во внешней жизни.

Ощущение собственной женской неценности, невозможность опереться на свою женственность - «подарок» отца, продолжает поддерживаться собственным  «Анимусом» женщины (извратившимся), толкая её снова и снова кидаться в объятия к жестким садистичным парням.

Отсутствующий, равнодушный, инфантильный «Анимус – Слабак»

Второй возможный вариант плохого «Анимуса» - это безответственный, недоразвившийся и вечно недовольный «юноша» (хорошо подходит слово «Слабак» или «Сердитый мальчик»). В данном случае «Анимус» девочки  извращается под влиянием отсутствующего, равнодушного, инфантильного реального отца.

Голос «Анимуса -  Сердитого мальчика» обычно вещает следующее: «тебе никто не поможет», «ты должна напрячься, постараться», «ты никому вокруг НЕ нужна», «никто никому не должен», «только ты можешь обеспечить будущее себе и своим детям», «выполняй свою работу, свой долг», «никому не доверяй», «мужчинам плевать на тебя, они легко предадут» и так далее.

Елизавета – девушка 28-ми лет, выглядит и ведет себя вполне женственно. Случаются у нее и отношения с мужчинами, правда в них она чрезмерно ведома – позволяет мужчинам крутить собой, садится себе на шею. – Длительная связь с наркоманом, которого она несколько лет спасала (но он так и не спасся) - через годы после расставания она так и позволяет ему выклянчивать у себя последние деньги. - Отношения с несвободным (женатым) мужчиной, который явно и откровенно врет ей, кидает в сложных ситуациях, не ценит.

История её отношений с отцом такая: Он обесценивал её женственность и одновременно пользовал. - То «вроде как» наставлял её на путь скромности (обзывал проституткой за яркие наряды и игривое девчоночье поведение), то проламывал её границы сексуальности (периодически недвусмысленно хлопал по заднице, рассказывал ей о подробностях своих сексуальных отношений с её матерью и своих изменах).

Трактуя происходящие в жизни женщины события в негативном ключе, «Анимус – Слабак» представляет её сознанию окружающий мир и мужчин как холодных, равнодушных, безответственных и всем недовольных существ.

Внутренний «слабак» материализуется снаружи в виде «вечного юноши»

Так как подобное притягивает подобное, то в её жизни частенько материализуется эта её внутренняя мужская фигура – инфантильный, невнимательный к ней, всегда недовольный «вечный юноша», на которого нельзя положиться.

Если же ей вдруг встретился вполне зрелый, теплый и внимательный мужчина, она вряд - ли сможет его по достоинству оценить, мало того, она, скорее всего, будет его «психологически кастрировать» - подколами, недоверием, неуважением к его мужественности, критикой провоцируя на то самое безответственное некрасивое по отношению к ней поведение.

Так внутренний голос «Анимуса - Слабака» вынуждает женщину все контролировать, ей очень не хватает спонтанности и легкости, беззаботного отношения к жизни. Она объясняет это тем, что ей практически не на кого положиться. И такое положение – неосознанное дело её собственных рук, по – другому она просто не умеет.

Лечение «больной» женственности

Следующая статья «Лечение женственности» посвящена этой теме.  Здесь же, из всего вышесказанного следует, что первостепенно важно выяснить, в каком месте у конкретной женщины её женственность угнетена и подавлена, болеет. А дальше, выправить естественное природе женственности положение вещей, восстановив здоровую саморегуляцию.

Для такого выправления необходимо высвободить подавленное содержание личности, объединить раздробленное содержание, отсечь ненужное - качественную трансформацию можно совершить с помощью психотерапии (индивидуальной или групповой) и женских групповых тренингов.

Высвободить подавленное

Это работа с чувствами. Подобно тому, как физический иммунитет (лейкоциты и макрофаги) пожирают вредоносные бактерии, так и текущие эмоции при правильном разворачивании пожирают трудность ситуации, выводя психику и внешнюю ситуацию к разрешению. Остановка грамотного проживания эмоций приводит к неразрешению, зависанию в ситуации, подобно тому, как недоуничтоженные вредоносные бактерии делают болезнь хронической. - Важно восстановить естественную регуляцию чувств.

Объединение раздробленного

Это работа с идентификациями. Чем с большим количеством частей своей личности женщина идентифицируется (принимает в себе), тем легче, гибче и свободнее она проявляет себя в жизни – в соответствующих ситуациях она может быть и доброй, и злой, и мягкой, и жесткой, и дотошной, и легкомысленной, и всякой. Если же какие – то части личности отчуждаются (не принимаются в себе), то в этом месте появляется психическое напряжение – источник фиксаций, комплексов и неврозов.

Отсечение ненужного

Это работа с границами. Хорошая граница – это граница гибкая - НЕ слишком жесткая и НЕ слишком мягкая, и она опирается на развитое устойчивое осознающее «Я». Если женщина хорошо осознает свои чувства, телесные переживания, текущие порывы к миру и опирается на эти психические составляющие своего организма, то она преодолевает негативное влияние своего прошлого (травматического) опыта, восстанавливает гибкую контактную границу с миром. Устойчивое «Я», в том числе и в аспекте женственности - это всегда продукт психической целостности, огромного доверия к себе и большой осознанности.

Автор: Узбекова Анна - психолог, гештальт - терапевт, ведущая терапевтических и тренинговых групп

Другие статьи автора
ЛИЧНОСТЬ
 Самооценка 
 4 моих окна    
Сексуальность  
Болен независимостью  
Страх близости
Нормальный человек
Одиночество
О ПСИХОТЕРАПИИ
Случаи из практики: 
"Гадание по феноменам"
Истерический тип 
Нарциссический тип 
Депрессия - вход/выход 
Мифы о психотерапии 
Что такое гештальт  
терапия?
Очерки о клиентах 
ОТНОШЕНИЯ
Как изменить сценарий 
отношений?
А вам приходилось 
заканчивать отношения?
Личные секреты
Доверие как состояние души 
Стоит ли доверять людям?
Пустота в отношениях
Я прав, а ты ошибаешься
Как мы влияем на людей   
Хорошее начало отношений   
Пройти по отношениям 
от А до Я
Мучительная привязанность   
Любовный треугольник  
Отношения любви
БИЗНЕС И КАРЬЕРА
Денежный рост
Ничего личного,
только бизнес
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ
Подавляете ли вы ваши 
эмоции?
Что такое скука   
Зависть  
Позволь мне быть 
человеком
Причины ревности 
Как стать несчастным
УПРАВЛЕНИЕ ЗЛОСТЬЮ
Раздражаясь, вы тоже
совершаете
эти ошибки?
Когда психологи 
недовольны, они
делают вот что...
5 телесных зажимов 
недовольного человека
ДЕТИ И РОДИТЕЛИ
Правила для родителей
ВНЕШНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
В ловушке внешности
Лишний вес
ЖЕНСТВЕННОСТЬ
Женщина в обществе
Ловушки для женщины
Девушка и Амазонка
Нелюбимая 
Больная женственность 
Лечение женственности
Почему настоящие 
мужчины перевелись?
Она+мужчины=любовь?  
Зависимая женщина 
В чем сила женщины?  
Качественная женщина
Раздел пополняется

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить